10 грехов дизайнера

Как мы уже выяснили, в SMM грешат все: таргетолог, контент-мейкер, копирайтер, да и дизайнер не исключение. А грешны ли конкретно вы, дорогой дизайнер? Прочитайте нашу статью и узнайте наверняка. И, по возможности, не совершайте эти 10 ошибок, и будут довольны все: вы, работодатель, клиент и конечные потребители.
1. Первый грех — работать без ТЗ.
Чаще всего этим страдают начинающие дизайнеры. Как только прилетает абстрактная задача от клиента, то junior-дизайнер сразу бросается ее выполнять. Не спешите, лучше не начинать работу, пока не получена полная информация от клиента, то есть подробное ТЗ.

Как минимум, сначала нужно уточнить основную цель работы, узнать как можно больше о бренде, целевой аудитории, выяснить предпочтения по дизайну у самого заказчика и понять, кто принимает финальное решение по проекту (ЛПР). Чем больше моментов удастся уточнить у клиента до начала работы, тем выше шанс, что итоговый дизайн будет соответствовать его ожиданиям. Гораздо лучше потратить перед началом работы пару часов на выяснение всех деталей проекта, чем сделать дизайн на скорую руку и столкнуться с горой комментариев от клиента, которые можно было легко закрыть еще на первом этапе.
2. Усложнять, а не упрощать дизайн — это непростительный грех.
Можно «зашить» в работу десятки смыслов, сделать ее интертекстуальной и многогранной, но какой в этом толк, если целевая аудитория не сможет это все считать в первого взгляда? Так ценность вашего труда становится нулевой.

Опытные дизайнеры советуют на финальной стадии разработки визуала остановиться и попробовать максимально упростить свою работу. Это не значит, что все сразу станет банальным и неинтересным, скорее так вы сможете позаботиться о конечном потребителе и сделать дизайн интуитивно понятным. Что крайне важно при разработке сайтов, например.
3. Грешно чрезмерно креативить, а не решать задачи клиента.
Дизайн — это визуальная концепция и часть ДНК бренда. И он должен работать на ряд глобальных целей бизнеса, например, на коммуникационные, если речь идет о SMM. А коммуникация –– это не просто просмотр или лайк посту, это тот фидбэк, который дает аудитория в ответ на контент в аккаунте, к примеру, комментарий к посту, участие в опросе в stories, вопрос в direct и проч.

Плюс весь визуальный контент должен быть частью воронки продаж, то есть решать задачи клиента и бить в «боли» аудитории. Поэтому в первую очередь дизайн должен быть эффективным, а не красивым. Это значит, что вы должны четко понимать, какой будет дизайн, для какой целевой аудитории, площадки и целей.
4. Фатальный грех — не создавать, а слепо следовать трендам.
Как говорила Коко Шанель: «Мода выходит из моды, а стиль — никогда». Тренды довольно быстро сменяют друг друга, а сама мода циклична. Поэтому то, что считается классным сегодня, завтра может быть классифицировано как безвкусица и моветон. Использовать тренды в своей работе, безусловно, нужно, но их необходимо внедрять максимально аккуратно и с ориентацией не только на саму ДНК бренда, но и на конечного потребителя продукта или услуги.

Конечно, сложно создавать дизайн на века, как это делают гиганты типа Apple, но всегда стоит к этому стремиться.
5. Грешно и опасно бояться быть не оригинальным.
Даже сам Пабло Пикассо говорил: «Хорошие художники копируют, великие художники воруют». Это не значит, что нужно просто брать чужие работы, немного их менять и выдавать за свои. Это про то, что легко можно подсмотреть у кого-то идею или удачный ход, адаптировать под свой проект и получить что-то принципиально новое. К тому же, даже если вам в голову пришла самая оригинальная и креативная идея на свете, с большой вероятностью она уже приходила в голову кому-то до вас.

А главный критерий работы дизайнера — это эффективность его визуального решения. Дизайн может быть супер-инновационным и оригинальным, но не решать поставленную задачу, а может быть довольно простым и предсказуемым, но задачу решать. В такой ситуации второй вариант предпочтительней.
6. Ужасный грех — не развивать насмотренность.
Вдохновиться можно чем угодно, начиная от известной картины и заканчивая формой цветка. Но чтобы потом внедрить какие-то подобные элементы в свои работы, нужно развивать насмотренность. Поэтому следите за разными брендами, отдельными художниками, фотографами, режиссерами театра и кино, литераторами, музыкантами и в конце концов другими дизайнерами. Главное вдохновляться специалистами из разных сфер, тогда поток креатива не иссякнет и его хватит на любую дизайн-задачу.

Советуем не жалеть на это времени: лучше целый день искать референсы и работать над дизайном, но ничего не найти и не создать, чем забить на проработку визуальной концепции и нарисовать скучное г*вно.
7. Грешно не учиться.
Даже если вы уже senior-дизайнер с опытом работы 10 лет, а Photoshop изучили раньше, чем научились говорить, — это не причина, чтобы отказываться от обучения. Без тренировок, дополнительных знаний и изучения обновлений программ, в которых вы работаете, есть шанс по скиллам со временем начать уступать даже коллегам junior-уровня. И 100% в какой-нибудь из ваших стандартных прог есть целый ряд окон и функций, которые вы никогда не открывали и не использовали.
8. Грешно делать все по lorem ipsum.
Это же так просто — взял готовый текст-«рыбу», рандомные изображения из Google, вставил в макет и показал заказчику. Главное же, чтобы красиво получилось, и не важно, что клиенту нужен сайт ресторана, а на макете картинки машин и тексты о Гражданской войне. Заказчик же все понимает и проигнорирует «рыбный» текст и картинки.

Спойлер: клиент этого не понимает. Он скорее обратит внимание на неподходящий по смыслу текст или фото, нежели заметит, что какая-то из кнопок отклонилась на пару миллиметров. Любому заказчику важно видеть картину целиком. Поэтому либо возьмите необходимый контент у самого клиента, либо вставляйте тот, который будет ближе всего по смыслу. Например, если делаете сайт ресторана, то найдите подходящие фотографии интерьеров, блюд и продуктов, и вставляйте релевантные тексты о еде.
9. Непростительный грех — быть высокомерным по отношению к коллегам и заказчикам.
Понимаем, бывают моменты, когда кажется, что вокруг одни идиоты, которые не умеют ставить ТЗ, не имеют вкуса и даже базовых знаний о дизайне. Но каждый из нас является специалистом в своей сфере, а все на свете знать невозможно. Держим пари, если астрофизик начнет с вами дискутировать об устройстве вселенной, то вы быстро станете самым слабым звеном и попрощаетесь.

С коллегами из других отделов и с клиентами из совершенно иных сфер так же. Они могут совсем ничего не понимать в дизайне, но знать, чего от вас хотят (поверьте, это вполне неплохой вариант). А если реализовать какую-либо инновационную задумку невозможно или финансово затратно, то просто объясняйте, почему «это так не работает». Если объяснять все спокойным тоном и простыми словами, то вас поймут практически все. Мы проверяли.
10. Последний грех — не ценить свой труд.
Этот грех можно приписать специалисту абсолютно из любой области. Конечно, клиента и руководителя нужно уважать и стараться найти общий язык, но важно помнить, что вы не инструмент в чьих-либо руках. И вы в первую очередь являетесь экспертом в сфере дизайна, а не заказчик или менеджер проекта. Поэтому не бойтесь просить адекватную оплату за свой труд и всегда отстаивать свою позицию. Максимально вежливо, но уверенно.

А расставаться с клиентами и компаниями, которые не ценят ваш труд, — абсолютно нормальная и здоровая практика. Это совсем не страшно. Страшно стать исполнителем без своего мнения и ценностей.

Дизайнеры в команде Freud не грешат: просто напишите нам