Все мы грешны, но только копирайтеры — в рекламных текстах. Во имя высшей справедливости и всех столпов писательской науки открываем для вас 10 самых страшных грехов копирайтеров всех времен и народов.
1. Главный грех — это думать, что образование не решает.
Иногда еще как решает. Копирайтер после недельных онлайн-курсов или человек со свежим филологическим/журналистским дипломом — это два разных работника. Мы в команду Freud возьмем второго, потому что к первому в 99% случаев будут нужны еще двое: корректор и редактор. Большинство греховодников идут в SMM и копирайтинг со словами: «Я хочу попробовать». Итог таких проб пера — бессмысленный и беспощадный «продающий» информационный шум. А тренироваться советуем, как и завещал великий Гайдай, на кошках, а не на текстах клиентов.
2. Грешно думать, что копирайтинг — это просто.
Копирайтер — это такой человек, который может описывать то, чего никогда не видел, не пробовал и не познал. В этом самый большой вызов копирайтинга. Специалист, который думает, что «текстики — это просто», заходит в Google и переписывает первую попавшуюся статью (иногда весьма удручающе). А настоящий копирайтер — это мини-журналист, который умеет работать с правильными источниками, иногда на нескольких языках, анализировать большое количество разной информации и фильтровать ее, проверять достоверность и не бояться профессиональной лексики.
3. Отсутствие фактчекинга — непростительный грех.
Из предыдущего пункта вытекает этот. Копирайтер может написать самый интересный, захватывающий и потрясающий материал во всем интернете, но какой в этом толк, если у него в тексте Пушкин умирает в 1840 году от отравления мышьяком или Гоа находится в Южной Африке. Тут безотказно действует правило «доверяй, но проверяй». Перед отправкой материала клиенту нужно несколько раз проверить текст не только на грамматические, пунктуационные и стилистические ошибки, но и на фактические. Помните: если какая-то информация есть только в одном источнике, да еще и не авторитетном, велика вероятность, что это просто фейк. Ну, или вы наткнулись на какие-то сверхсекретные документы правительства.
4. Тяжкий грех — это штампы и канцеляризмы.
Они делают текст нечитабельным, запутанным и иногда логически несогласованным. Оставьте словосочетания типа «было принято решение», «лесной массив», «осуществить волеизъявление», «состояние алкогольного опьянения» и т. д. для деловых бумаг. С живыми людьми нужно общаться на живом языке, иначе рискуете прослыть копирайтером-бюрократом.
Особенно странно то, что те копирайтеры, которые грешат употреблением канцеляризмов и штампов, даже не видят их в своих текстах.
«Славное море, священный Байкал!..»
5. Не уточнять правила тоже грешно.
Учителя русского языка перед экзаменом обычно говорят: если сомневаешься в правилах написания, то перефразируй. Но когда специалист вырос, правильнее не перефразировать, а уточнить. Многие копирайтеры не выросли из рекомендаций для ЕГЭ. «Справочник по правописанию и литературной правке» и несколько словарей должны быть под рукой. Еще можно элементарно погуглить, чтобы не допустить ошибку в склонении сложного имени собственного — это быстро и просто, правда? Но почему-то большая часть копирайтеров оставляет это на того, кто проверяет текст.
А тебе — родной!
6. Грешно писать так, чтобы понравилось заказчику.
Если некоторым заказчикам дать волю, то все их посты будут состоять из одного слова: КУПИ!!! Мы много раз видели на практике, как падает вовлеченность, а за ней и продажи с контента сообществ, которые начинают после нас вести новички. Стараясь угодить клиенту, они допускают фатальную ошибку: забывают об интересах целевой аудитории. Когда заказчику нравится текст — это прекрасно, но еще лучше, когда пост «заходит» подписчикам и выполняет свои задачи.
С заказчиком тут иногда бывает сложно спорить, понимаем.
7. Гипертрофированное желание креативить — утомляющий грех.
Иногда случаются грехи излишнего креатива. А он — словно плоская шутка, над которой смеется только тот, кто пошутил. Как говорится, лучше немного недокреативить, чем перекреативить. Так что, если вы фея копирайтинга, мустанг продающего текста, эльф плетения словес, — покайтесь и перепишите текст.
Тексты — это борьба, а не вот это вот всё!
8. Грешок — это работать только по ТЗ.
Иметь четкое техническое задание от заказчика — это прекрасно и удобно, но в нем не должен быть расписан каждый ваш шаг. Все-таки копирайтер — это достаточно креативная профессия, и вы сами должны понимать, что, как и для какой аудитории следует писать. Заказчик может обозначить реперные точки, но основная работа все равно лежит на вас. Иначе зачем нанимать копирайтера, который сделает только строго то, что нужно, но сам не сможет ничего предложить?
Равшан и Джамшут читают ТЗ.
9. Если есть возможность тестировать — грех не тестировать!
Даже самый классный профессионал не всегда может сразу понять, что понравится и «зайдет» аудитории, а что нет. Не думайте, что все сразу легко пойдет: заказчик согласует текст с первого раза, правок не будет, подписчики будут в восторге от ваших постов. Скорее всего, придется провести немало тестов и пролить слез прежде, чем вы напишете Тот Самый Текст. Поэтому тестируйте, и будет дано вам.
Если никто не интересуется продуктом после ваших постов, то...
10. Переоценивать или недооценивать свои силы — последний грех.
Не каждый, кто зарабатывает на написании текстов, способен написать грамотную медицинскую статью или другую узкопрофильную. Здесь не стоит выдавливать из себя слова, лучше просто не браться за те темы, в которых у вас нет достаточной экспертизы. Но и продавать слишком дешево те умения, где вы действительно профи, тоже не экологично: это обесценивает услугу в масштабах рынка. Это как с работой над самооценкой: найдите баланс между комплексом бога и синдромом самозванца, и сделайте так, чтобы в первую очередь вам было комфортно заниматься своим делом.