Hard skills — это основные профессиональные навыки. Таргетолог владеет настройкой рекламы в социальных сетях, аналитикой кампаний и расчетом ROI. Копирайтер создает интересные целевой аудитории и грамотные тексты. Комьюнити-менеджер отвечает на вопросы и мотивирует пользователей купить продукт. И так далее.
Soft skills — это личностные качества специалиста. Они разные от профессии к профессии и даже отличаются в зависимости от конкретного места работы человека. Например, тот, кто работает на государство, обладает совершенно другим набором гибких навыков, чем тот, кто трудится на благо малого бизнеса или на фрилансе.
Основные навыки SMM-специалистов (это уровень Junior, с ростом компетенций они трансформируются):
— Умение работать в команде
Даже если специалист на удаленке, ему придется взаимодействовать с другими участниками проекта: таргетологами, дизайнерами, менеджерами проектов, маркетологами и т. д. Важно сообща идти к одним целям и согласованно выполнять одни и те же шаги.
— Многозадачность
Профессия обязывает ежедневно выполнять довольно большое количество дел, которые иногда приходится делать параллельно друг другу. От клиентов часто приходят асапные задачи, которые тоже нельзя игнорировать.
— Стремление постоянно обучаться
Иначе можно вообще не идти в digital. Сфера, где всё меняется, появляются новые инструменты, которые необходимо осваивать, требует постоянно находиться в обучении, хотя бы в самообучении.
— Критическое мышление
Многое не принимать на веру, обдумывать каждое требование клиента — это тоже хороший навык. Часто клиенты, которые не имеют опыта в SMM, слушают советчиков и пытаются с помощью специалиста достигать недостижимое, что уводит проект от результата.
— Эмоциональный интеллект
Этот навык помогает лучше понимать скрытую интонацию комментаторов и отличать негативный отзыв от троллинга, обиду от хамства. И, конечно, получать клиентов из соцсетей и возвращать недовольных.
— Способность быстро принимать решения
В digital-рекламе случаются ситуации, когда нужно быстро среагировать. Например, не работает объявление — выключить, перенаправить бюджет на рабочие или отключить канал вообще.
— Включенность в проекты нон-стоп
Когда к нам приходят ребята, чтобы работать в SMM, и думают, что у них будут полные выходные, мы стараемся избегать сотрудничества. Кампании в ряде ниш работают на выходных лучше, чем в будни, а клиенты бизнеса задают вопросы и хотят покупать, это игнорировать нельзя.
— Креативность и нестандартное мышление
Прошли времена, когда в соцсетях была низкая конкуренция и люди охотно вступали в брендовые сообщества и покупали. Сейчас пробить баннерную слепоту можно только креативом и нестандартным подходом к рекламе и контенту вообще.
— Хорошее чувство юмора
Особенно для контентщиков и комьюнити-менеджеров. Превратить перепалку в легкую шутку, вызвать улыбку забавной подписью к фото — всё это повышает лояльность.
— Пунктуальность, обязательность
Дедлайн — это святое. А правильное распределение времени, чтобы все задачи были выполнены качественно, в полном объеме и без задержек — это библия специалиста.
Как видим, многое в SMM держится на soft skills. Поэтому настоятельно рекомендуем руководителям задавать на собеседовании вопросы, имитирующие ситуации, в которых нужно проявить именно гибкие навыки. Так вы обезопасите себя от того, что человек обещал золотые горы, потом не уложился в дедлайн и сделал выбор в пользу себя и своего спокойствия, когда в бизнесе происходили важные изменения.
Мы в своей hr-практике сделали однозначный вывод: если у человека не подходящие нам или недостаточные гибкие навыки, то мы не сработаемся. И при этом хорошо развитые soft skills при недостаточных хардах мы воспринимаем как зону роста специалиста и предпочтем его человеку с недостаточными «мягкими» навыками.