Нужен SMM-щик? Что учесть перед обращением?

Если вы с вашим бизнесом только выходите в онлайн, не торопитесь искать "толковую девочку" для ведения этих задач. Есть ряд подготовительных мероприятий и моментов, которые нужно учесть прежде чем выдавать девчонке свой бюджет.
1. Продукт.
— Мы — школа иностранных языков, раньше работали только в оффлайне, сейчас хотим в онлайн, сколько будут стоить ваши услуги?
— А у вас уже есть разработанный курс для онлайна?
— Нет.

Тааак, — думаешь ты. Тааак. Сколько будут стоить услуги и какие именно, когда по сути, даже если в оффлайне бизнес существует давно, тебе нужно с нуля построить всё в онлайне? И как расплющит по всем этим задачам "толковую девочку"?

Суть продвижения — это поиск клиентов для покупки продукта. Если нет продукта, то нет и клиента. Всё, что сможет подрядчик на этапе из примера, — найти новых клиентов на оффлайн-курс.

Вывод: сначала разработайте продукт. Это просто, когда он видимый и осязаемый, но значительно сложнее — если он интеллектуальный, и вместе с методической частью теперь нужно учитывать маркетинговую.
Все-таки подскажите, сколько стоит гречка?
2. Аудитория.
— Подождите, мы же сейчас проводим занятия удаленно. Ну вот пусть она приводит клиентов на действующие курсы, а мы будем с ними заниматься через zoom.
— А какие клиенты обычно принимают решение? Понятно, если это подготовка к ЕГЭ. А остальные курсы кто слушает?
— Ну, разные люди.

В соцсетях так много разных людей, что страшно за бюджет. Но есть хорошие новости. Если в оффлайне бизнес существует давно, то руководители отлично знают типы людей, которые покупают те или иные продукты.

Возьмите большой лист бумаги и напишите категории покупателей, которые приходят в ваш бизнес. Чем более узкой будет сфера интересов каждой группы, тем лучше. Свяжите продукт и целевую аудиторию.

Есть клиенты, которые эту работу поручают условной "девочке", по каким-то причинам боясь выдать информацию или ленясь думать. Если у вас возникает вопрос: "должен ли я говорить об этом специалисту, ведь он маркетолог?", правильный ответ на него — "Безусловно!" Никакой маркетолог не расскажет вам о вашем бизнесе, который вы строили годами, меняя упаковку, продукт, добавляя деталей в ваши курсы иностранных языков, от которых менялся возраст, цели и интересы приходящих к вам учеников, расширялся круг тех, кто приходил с сарафанного радио и так далее. Никакая девочка, никакой мальчик, никакое агентство не восстановят всю эту историю, которая находится в вашей голове и в ваших архивах клиентов. Поэтому опишите типичные сегменты покупателей, маркетолог все равно будет по-своему обрабатывать эту информацию.
3. Уникальность.
— Сейчас продвигается очень много курсов иностранных языков, чем ваш курс отличается от других? Что уникального вы предлагаете?

— Мы работаем уже 10 лет, средний возраст наших преподавателей 30-40 лет, есть носители языка. Предлагаем выучить не только английский, но несколько других языков. Есть подготовка к Кембриджскому экзамену.

— Но ведь есть курсы, которые существуют и по 20 лет, и предлагают то же самое. А в чем ваша особенность?

— Ну, у нас есть короткие курсы, на которых учащийся может овладеть каким-то одним навыком. Например, научиться читать на иностранном языке.

— Круто. А где можно посмотреть описание курсов? Они уже готовы?

— Пока нет.

Ваша уникальность — не только в вашем опыте и профессиональных качествах. Их невозможно оценить, не придя на курс. Уникальность — в форматах, которые больше никто не предлагает, в новой подаче методик, в ваших ноу-хау разработках для помощи слушателям в усвоении материала.

Если вам сложно найти уникальность самостоятельно, можно проработать её с опытным маркетологом.
3. Готовность "дать попробовать".
В продвижении многих продуктов есть момент, когда потенциального покупателя нужно подтолкнуть именно к вам. Лучший способ — дать попробовать ваш продукт.

Еще в 19 веке, когда Анри Брокар выпустил одеколон "Цветочный", для продвижения продукта на рынок предприниматель установил на выставке парфюмерии фонтан, откуда струился одеколон. Люди окунали в него платки, приносили банки — разрешалось всё. Через несколько дней вся Москва благоухала "Цветочным". Одеколон производится до сих пор, хотя бренду уже почти 150 лет.

С современными инфопродуктами всё гораздо проще: достаточно провести вебинар, разработать цепочку писем с лид-магнитом — и этого может быть достаточно при харизматичности спикера и реальной пользе демо-контента.

Не скупитесь на полезное. Не думайте, что вы разбазариваете продукт. На первом этапе вложения неизбежны. Не стесняйтесь давать часть, которую повторите позже на курсе. Не лейте воду на бесплатном занятии. Вам нужно подсадить аудиторию на ваш продукт. А как еще это сделать, если не дать его хорошенько распробовать?
Первая Всероссийская Промышленно-художественная выставка (1882 г.), фонтан с "Цветочным".
Итого, в большинстве случаев не приходящий маркетолог устанавливает наиболее важные для бизнеса точки. Как правило, в бизнесе они уже есть, либо их необходимо зафиксировать письменно (именно письменно, а не проговорить). Маркетолог может вам помочь в их поиске и фиксации с помощью правильного интервью.
Мария Дзюмина
Генеральный директор Freud