Прежде чем типировать заказчиков, проговорим несколько базовых правил. Хорошая новость: они действуют для всех типов клиентов:
1. Не пропадайте и не забивайте на отчеты.
Клиент доверяет вам продвижение своего бизнеса, поэтому хочет контролировать процесс. Даже если до дедлайна еще далеко, делитесь с ним промежуточными результатами и не игнорируйте вопросы. Так заказчик будет понимать, что над его проектом ведется работа и все под контролем. А результаты работы команды предоставляйте в форме отчета минимум раз в месяц. Лучше в виде таблиц или графиков с пояснениями.
2. Придерживайтесь деловых отношений.
Даже если вы общаетесь с клиентом на «ты», не забывайте, что вы являетесь деловыми партнерами, а не друзьями. Это значит, что не нужно сально шутить, приглашать заказчика выпить пивка в пятницу вечером, звонить и писать в нерабочее время, срывать дедлайны и не предоставлять отчеты. Деловые отношения не дадут вашему проекту погрузиться в пучину хаоса и факапов. Но дайте знать, что вы требуете такого же отношения и к себе.
3. Фиксируйте все договоренности.
Начинается сотрудничество с определения объема и характера работы, основных обязанностей команды, размера оплаты, составления и подписания договора обеими сторонами. Если в какой-то момент работы стало больше, а оплата не изменилась, то что-то явно пошло не так и нужно сообщить это клиенту. Переписку ведите всегда по почте, а для чего-то срочного можно использовать мессенджеры. Но всегда сохраняйте электронные письма, историю в мессенджере или записи разговоров, в которых вы обсуждаете с заказчиком важные детали сотрудничества.
4. Аргументированно объясняйте свою позицию.
Если заказчик просит вас сделать что-то абсурдное или странное, то спокойно и аргументированно объясните ему, почему это не будет работать, и предложите альтернативу. Помните, что вы являетесь экспертами в своей области, а клиент — в своей. Не давайте заказчику рассказывать вам, как делать вашу работу. Если бы он разбирался в вопросе на вашем уровне, то ему не нужна была бы отдельная команда специалистов на проект.
5. Получайте обратную связь.
Если клиент просто молча принимает и оплачивает работу, но не вносит правок и никак не комментирует, — попросите дать фидбэк. Его мысли, замечания и данные помогут вам понять, в правильном ли направлении вы двигаетесь.