1. Отключить наружную рекламу, любое уличное промо.
Бросайте клеить картинки на маршрутках. Время идти в онлайн.
2. Сократить до минимума бюджеты на плохо просчитываемые каналы.
Но! Сокращать бюджеты на рекламу нельзя! Причем поднажать здесь нужно будет на все составляющие: и лидогенерацию, и комьюнити-менеджмент, и контент, и охваты.
3. Перевести сотрудников на удаленку, по возможности не увольнять. Перераспределить обязанности. Если уволить, то только самых неэффективных, но имейте в виду, что для найма новых сейчас тоже не время. Можно съехать с дорогого офиса, но люди вам сейчас понадобятся для онлайна. Теперь придется обучать их новому. Подумайте, можно ли наладить обучение силами руководителей.
4. Придется заново выстроить процессы. Попросите всех компетентных сотрудников (руководителей отделов, «старожилов») помочь вам расписать все процессы с учетом новых реалий.
5. Подумайте и выберите систему управления или CRM-систему, в которой вы будете удаленно вести бизнес. Если вы раньше ничего не продавали онлайн, пришло время это сделать. Если у вас товары, но вы их никогда не доставляли, пришло время познакомиться с доставкой и найти тех, кто сделает простой сайт или интернет-магазин. Продолжайте продвигать свой бизнес, рассказывая о каждом этом шаге.
7. Не отпускайте сотрудников отдыхать: это верный путь к вашему банкротству и их безработице. Да, великий всех распустил на оплачиваемый вами отдых, и вам придется перемотивировать некоторых: лучше работать из дома, чем остаться безработным, когда компания обанкротится из-за полностью вставших процессов.
8. Работайте из дома в 2 или 3 раза больше, чем раньше. Откройте 25-ый час в сутках. Работайте так, как будто ваш отец — Илон Маск. Не умели маркетинг — время разобраться, тем более что двадцать пятый час открылся.
9. Пишите всё, что с вами происходит, в соцсетях. Причем разделите площадки на личный блог и корпоративные каналы. Ведите все, даже подзаброшенные, сообщества. Ваши клиенты должны видеть, что вы работаете, и важно, — с какими сложностями сейчас сталкиваетесь. О сложностях не нужно умалчивать.
10. Подумайте, как вы можете перевести в онлайн то, что раньше казалось вам невозможным. Школы макияжа и причесок. Кафе. Шоурум одежды. Что можно сделать прямо сейчас? Инстаграм-марафоны, онлайн-курсы, доставка до двери.
11. Прозвоните своих клиентов. Покажите, что вы беспокоитесь за них. Спросите, как их дела в это непростое время, что они предпринимают. Поделитесь тем, что вы сами пережили и какие меры запланировали. Не старайтесь продать дополнительно, просто выразите неравнодушие.
12. Переупакуйтесь. Отложите продукты и услуги, которые продавались плохо, те, о которых мало знают, или новинки. Сделайте упор на ваши локомотивы или на самые полезные в текущих условиях продукты. Старайтесь принести пользу клиентам, выстраивайте с ними долгие отношения, старайтесь продемонстрировать лучший сервис.
13. Пересчитайте денежки. И свои, и не свои. Убедитесь, что вы сможете выполнить свои кредитные обязательства в ближайшие пару месяцев. А если у вас есть контрагенты, вам нужно понять их платежеспособность в кризис. Если у вас есть такая возможность, сделайте скидку постоянным клиентам на время «каникул».
14. Начните новое. Если вы понимаете, что ваш бизнес в перспективе нескольких месяцев может не выжить, прямо сейчас вводите смежные услуги или предлагайте смежные продукты. Например, кафе, которое раньше предлагало традиционный набор блюд, может начать производство и доставку диетических наборов, о чем сделать смс-рассылку или запустить таргетированную рекламу.