2020: год факапов или новых возможностей?

Встречайте расшифровку пятого эпизода нашего подкаста «Alice in Digital». В нем мы поговорим о том, что изменилось в агентском бизнесе в уходящем году, что сейчас происходит с наемными сотрудниками, немного обсудим TikTok и самые яркие факапы 2020 наших гостей.

Обо всем этом мы рассуждаем вместе с журналистом Дарьей Есениной, генеральным директором агентства Freud Марией Дзюминой, маркетологом и руководителем агентства «Практика SMM» Сергеем Федюниным, предпринимателем и соорганизатором агентства «YouTube для бизнеса» Павлом Багрянцевым и партнером агентства «YouTube для бизнеса» Марией Рыбиной, которым не терпелось сказать пару ласковых уходящему году.

Вступительное слово

Наступило такое интересное время, когда нужно подводить итоги года. Даже не знаем, радоваться или грустить тому, что 2020 уходит. Все мы понимаем, что с 1 января 2021 года ничего для нас пока не изменится: все также будут закрыты границы, действовать ограничения для многих бизнесов, а люди будут терять прибыль. Но также некоторые из компаний будут зарабатывать больше, искать новые пути решения проблем и развиваться в сложившейся ситуации.

Изменения в агентском бизнесе в 2020 году

Мария Дзюмина: «Когда я думаю, как агентство жило этот год, то понимаю, что 2020 был очень сильно не похож на все предыдущие. Например, мы в этом году впервые перешли на удаленку. У нас всегда были фрилансеры, которые работали дистанционно, но основная команда — никогда. Для меня удаленная работа — это какое-то вечное зависание в интернете и постоянные монотонные переписки».

Помимо удаленки, команда Freud еще очень много думала над тем, как расширить пул услуг, поскольку мы в основном делаем контент и продакшн. Размышляли над полноценным созданием сайтов для клиентов, запустили наконец PR-направление. И заметили, что многие другие агентства тоже стараются оказывать большее количество digital-услуг, чтобы больше зарабатывать, иметь более широкую экспертизу и видеть проект с разных сторон. Всегда круто сотрудничать с клиентами по многим направлениям и запускать маркетинговые кампании 360°. Это гораздо сложнее, но чем больше умеет команда, тем дольше с ней остаются клиенты. А долгий цикл жизни клиента в агентстве — это прекрасно.

Мария Рыбина о расширении линейки услуг агентства и о TikTok

Главным инсайтом этого года стало то, что мы начали расширять линейку услуг и предлагать заказчикам в качестве площадок не только YouTube. Но перед тем, как предлагать что-то клиентам, мы сначала тестируем это на себе. Если какие-то подходы и фишки работают не разово и случайно, а дают прогнозируемый, стабильный и измеримый результат, тогда мы советуем это заказчикам.

В этом году мы решили предложить клиентам TikTok. Но перед этим Павел сначала сам зашел на площадку, понял трудозатраты и механизмы, которые помогают достигать успеха. Главной нашей гордостью было то, что у клиента, для которого мы стали вести TikTok, первое же видео взлетело. Без рекламы, просто на органике, на пустом канале, где было только одно это серьезное видео про финансы. На данный момент прошло несколько дней и у выпуска уже 867 тыс. просмотров. Круто, когда команда агентства чувствует сопричастность к таким победам клиентов.

В связи с этим хочется напомнить, что не всегда нужно гнаться за количеством подписчиков и за какой-то красивой цифрой. Есть клиенты, у которых небольшой прирост аудитории — примерно по 1 000 человек в месяц, но они с этого канала имеют несколько сотен тысяч рублей на продаже своих услуг и продуктов.

Команда Freud о переменах в управлении агентским бизнесом

Мария Дзюмина: «Что касается управления бизнесом, я думаю, что нет вообще ни одного агентства ни в одной стране, которое бы не почувствовало на себе изменений в 2020 году. Перемен чисто внутренних: в управлении, в коллективе, в процессах. То есть мы, например, с конца марта по середину мая сидели дома, и это для нас были совершенно непривычные рабочие отношения и процессы. А когда уже в декабре мы делали совещание по Zoom, то все казалось не в новинку. Теперь мы после совещания идем, прописываем в «Мегаплане» задачи и реально их делаем, а раньше как-то могли забить на это».

Все-таки удаленка вынуждает организовать свой рабочий день так, чтобы ничего не забыть и не вынуждать других людей тебе напоминать о задачах. Поэтому за 2020 год Freud стал намного собраннее и сплоченнее как команда. И мы действительно начали очень много заниматься своим PR с переходом на удаленку: значительно повысили трафик на сайт, начали регулярно вести блог на vc.ru, снова запустили проект «Красной Москвы», хотя не занимались ей весь год. Вот буквально сейчас опубликовали 2 поста в социальных сетях, потому что сделали новую видеосъемку. Мы совершенно спонтанно перевоплотили свой некогда популярный сериальный фотопроект в видеопроект, поскольку увидели, что очень много трафика идет по запросу «Красная Москва».

Павел Багрянцев об изменениях в агентстве

Самый главный прорыв года в бизнесе: партнерство с Марией Рыбиной и реорганизация структуры. Мы полностью реорганизовали агентство: ввели новые должности и алгоритмы работы, наняли дополнительного менеджера по продажам. Для меня это символ того, как можно выйти из операционки, освободить время для роста и развития бизнес-процессов.

2020 год нам показал, что внутренние процессы агентского бизнеса и системность — это в принципе главное. Если в бизнесе порядок, если каждый винтик знает свое место, если каждый раз, когда приходит новый клиент, мы точно знаем, как принести результат, — все хорошо.

Сергей Федюнин об итогах 2020

2020 год отлично показал, у кого система работы налажена, а у кого нет. Главным достижением в бизнесе за 2020 я считаю то, что этот год показал, что у меня система налажена. Мы практически не просели, в принципе весь год работа была и ее было много.

Что касается личного факапа: системность в какой-то момент начала проседать, потому что я мало уделял времени своего блогу, очень долго не публиковал посты, перерыв в публикациях был около 1,5 месяцев. Зато сейчас я активно работаю над созданием контента и над тем, чтобы публикации в блоге были регулярными. Это для меня самое приоритетное на начало 2021 года.
Интересно получается: где-то больше, где-то меньше. Если больше занимаешься клиентскими проектами, то меньше занимаешься своими. Этот год очень явно показал агентству Freud, что не заниматься своим продвижением нельзя. Нужно вести свою площадку, делать полезный для людей контент, продвигать его, тогда результат будет прогнозируемым и регулярным.
Мария Дзюмина

Дарья Есенина о наемных сотрудниках и своем телеграм-канале

2020 год стал для меня переломным, потому что мне пришлось выйти из своей зоны комфорта, поскольку это год изоляции от людей, а мне всегда было важно находиться рядом с коллегами. Но пандемия многие планы изменила, и я перешла работать из газеты Metro в более успешное издание — в глянец. И мне нужно было привыкнуть к тому, как мне теперь предстоит работать в удаленном режиме. Было тяжело прощаться с коллегами и работать вдали от людей.

Этот год показал, кто вел свой бизнес под лозунгом «и так сойдет». Потому что кризис заставил многие компании завершить свое существование или просто крупно просесть. Но я успела сойти с тонущего корабля на хороший лайнер.

Мария Дзюмина: «У нас с Дашей очень интересная история знакомства: в 2019 году она была подписана на "Красную Москву" практически с первых постов. Этот проект заметила газета Metro и, когда полностью вышел 1 сезон и был выложен материал на vc.ru, Даша пришла к нам за интервью. Сама Даша была подписана на аккаунт, потому что она увлекается эпохой ретро и эстетикой СССР. У нее есть свой тематический телеграм-канал».

Когда мои одногруппники мечтали о том, чтобы основать свое СМИ, я мечтала немного о другом: мне хотелось стать частью какой-то большой системы, которая проверена временем, и внести в эту систему свой вклад. Потому что у каждого такого СМИ есть большая история за спиной и очень приятно становиться частью этого. И могу сказать, что я исполнила свою мечту аж дважды. В какой-то момент меня сподвигли к тому, чтобы перестать скрывать свою советскую сущность и дать ей свободу, что я и сделала. Мой телеграм-канал — это такая небольшая отдушина, которая дает мне возможность самовыразиться и высказаться на любимую мною тему. Потому что уже хочется не просто быть частью какого-то бренда, а быть самим собой и делать что-то свое.

Интерес к советской тематике у меня проявлялся еще в детстве. Мне нравилось читать учебники и книги именно советского выпуска, потому что они были очень светлыми и интересными в сравнении с тем, по каким учебникам училась я, например. СССР-тематика меня привлекала всегда, но до прошлого года я не думала, что это можно аккумулировать во что-либо более серьезное. В прошлом году в одном из разговоров меня спросили, а какая именно эпоха мне интересна? Я поняла, что 80-е — это самый близкий мне период. Поэтому канал «РетроДаша» — это место для тех, кому нравятся 80-е, мое своеобразное альтер-эго. Я искренне люблю делать записи для читателей в своей особой манере и стараюсь не давать сухой материал, который уже есть везде. Самое главное для меня — это получение обратной связи, потому что ничто не дает тебе такое чувство самореализации, как фидбэк от реальных подписчиков.

О факапах всех-всех-всех

Вот по нашим разговорам складывается ощущение, что 2020 был таким классным. Но ведь он не был. И у каждого агентства на фоне того, что происходило, возникали какие-то фейлы, а где-то и феерические факапы. Давайте об этом немного поговорим.
Мария Дзюмина
У команды Freud был какой-то феерический перманентный факап, который длился практически весь год. Это случилось из-за недостаточно устаканившихся процессов в агентстве, как позже стало ясно. Но этот факап мы пофиксили в ноябре. Пару раз к нам приходили клиенты и просили, чтобы за небольшой бюджет на один их проект работала вся команда агентства. Один из разов был вообще фееричным: пришел клиент и сказал, что ему нужен довольно дорогой продакшн для проекта. Мы изначально ему накидали идей и локаций, где можно провести съемки. И, как только мы подписали с ним договор и согласовали ТЗ по фотосессии, он сказал, мол, давайте съемки мы проведем как-нибудь потом, а сейчас будем к имеющимся фотографиям писать крутые тексты, как в «Красной Москве», и их просто размещать в аккаунте. Добра от этого изначально ждать не стоило, да мы и не ждали, потому что это не самый классный подход.

И все бы ничего, но в какой-то безрадостный момент от клиента начали приходить бесконечные правки, сыпаться недовольства и придирки, которые вообще не кончались. Целыми днями почти вся команда работала на один этот проект, а иногда получалось так, что целая штатная единица работала в минус. И проект этот продолжался несколько месяцев, пока мы сами от него не отказались, к сожалению. Это мог бы быть классный кейс и крутое сотрудничество в теории, но клиент вот так поставил себя, что мы не могли поступить никак иначе.

Павел Багрянцев: « Есть у нас один клиент, один из наших самых успешных кейсов на YouTube, и мы его вывели с 5 000 подписчиков до почти 500 000 подписчиков за 3 года в образовательной нише. Канал начал приносить хорошие деньги, несколько тысяч долларов в месяц на просмотрах, объем просмотров стал около миллиона. И в какой-то прекрасный месяц менеджер почему-то незаметно перестает включать кнопку "Монетизировать видео". То есть мы выкладываем десятки новых видео и не включаем монетизацию, соответственно реклама на эти ролики не идет. Были видео, которые собрали более миллиона просмотров, а с них ни копейки наш клиент не получил. Выяснилось это почти случайно. Это так глупо — всего одна кнопка, но вклинился человеческий фактор и были финансовые потери в виде того, что наш заказчик недополучил прибыль. Мы сделали выводы, свой косяк исправили, провели воспитательную работу и работаем дальше».

Негативные тенденции в нише

Мария Рыбина: «2020 год для меня — это определенная проверка на вшивость для многих людей, которые давали и исполняли свое слово в прежние годы, но в этом году решили стать хозяевами своему слову. То есть слово дали — слово взяли. Это касается и исполнения финансовых договоренностей тоже. Это замечаю не только я, это видят многие. Если можно сделать вывод из таких ситуаций, то я сформулирую его в совет: фиксируйте все договоренности, работайте по договору, прописывайте вообще все».
Полностью послушать подкаст можно на площадках:
Soundcloud
Яндекс.Музыка
iTunes
PodFm
Castbox
Anchor
Команда Freud будет рада обсудить планы вашего бизнеса на 2021 год