Как найти работу в SMM-агентстве

Как вести себя соискателю
без опыта и на какие качества сделать ставку?
О том, как начать работу в SMM, когда ну вообще нет опыта.

Для некоторых студентов последних курсов и недавних выпускников вузов SMM кажется чем-то простым, понятным и тем, что можно быстро освоить и зарабатывать от 100к в месяц без SMS и регистрации.

Такому мнению способствуют профильные онлайн-школы и их акселераторы, которые учат «востребованной профессии копирайтера», «востребованной профессии интернет-маркетолога», «востребованной профессии smm-щика» и другой эльфийской магии 80-го уровня.
Мы бы взяли вас на стажировку,
но это экономически невыгодно
Что-то здесь не так, правда?
Правда в том, что если бы заработок в соцсетях был таким простым, smm-агентства уже ворочали бы миллиардами рублей, а их штаты насчитывали бы тысячи сотрудников.
Но только клиенты-бренды апеллируют такими цифрами. И далеко не каждое smm-агентство способно работать с брендами в соцсетях. И не каждое smm-агентство к этому когда-либо придёт. Не более 20% агентств контролируют 80% бюджетов, тогда как 80% smm-рынка— это фрилансеры и агентства таргетированной рекламы, спектр услуг которых ограничен.
Теперь о том, что нужно знать, прежде чем идти на собеседование в любое smm и шире — digital агентство.

Вот 6 ключевых пунктов, которых придерживаются многие руководители при организации работы команды и приёме на работу.

1. Новичку не дадут серьёзных задач в первые 2 месяца. И ЗП будет так себе.
Ни руководитель, ни команда не знают новичка. Почему команда должна ему доверять? Может, он хочет немного поучиться и уйти в более крупное агентство или бренд?

Чего же хочет руководитель? Ощутимой пользы для команды. Чтобы на 3-й или 4-й месяц доверить новому сотруднику серьёзный проект, он должен увидеть в первые два месяца, что тот сможет вести его эффективно в рамках делегируемых обязанностей.

Вам точно можно доверить таргет на объемах или многолетний проект с выгоревшими базами?

2. «Я хочу к вам на стажировку, но на неполный день, т.к. уже стажируюсь в другом агентстве», — так говорит половина соискателей.

Стажировка — выход для тех, у кого нет никакого опыта. Но случается, что стажеры пытаются поймать всех зайцев одним махом в попытках устроиться в одно из агентств — «куда возьмут».

Сам стажер рассматривает это как дополнительный опыт и, возможно, оплату. Для руководителей обоих агентств это слив конфиденциальной информации. И, конечно, вечный бан такого соискателя.

Если вы уже договорились с одним агентством, стажируйтесь там. В противном случае вы рискуете никуда не устроиться и испортить себе репутацию.

3. «Кем вы видите себя через год? два? пять?» — не праздные вопросы.

Стажер рассматривает стажировку как пользу для себя. Руководитель — как пользу для бизнеса. Для компании стажер — это не просто помощник, за которым иногда надо доделывать и переделывать. Это статья расходов. На первых порах, пока стажер не вошел в курс дела, нужно объяснять ему процессы, задания, способы выполнения, часто их техническую сторону. Это трата времени или какого-то сотрудника агентства, или руководителя. Зачем тратится это время в масштабах бизнеса? Чтобы зайка развивался?

Естественно, это должны быть не траты, а вложения. Вкладывать в стажера имеет смысл, если он хочет работать в агентстве. Поэтому руководитель спросит кандидата о его жизненных и карьерных целях.

4. Профессиональный, карьерный и финансовый рост — не мгновенная история.

Обычно карьерный и финансовый рост идёт параллельно с профессиональным. Когда сотрудник становится способен вести одновременно несколько проектов, его ценность как исполнителя автоматически повышается. Когда он становится способен контролировать выполнение нескольких проектов, он становится проджект-менеджером.

История роста сотрудника от начинающего + (то есть умеющего делать что-то одно, например, неплохо писать тексты в инфостиле) до специалиста (то есть умеющего делать что-то одно идеально + ещё несколько умений на уровне «хорошо») обычно укладывается в 1 год. За 2 года сотрудник может вырасти до руководителя отдела.

1 год — это быстро, с нашей точки зрения. Это срок действия одного контракта с федеральным или мировым брендом.

Учиться — нужно. Смотреть обучающие материалы, которые выдает руководитель — нужно. Ходить на мероприятия (как правило, они оплачиваются работодателем) — важно. Как для бизнеса, так и для сотрудника.

5. Руководители небольших агентств и студий (до 20 человек) больше смотрят на ваши личные качества — ответственность и порядочность.

На digital и особенно на smm-рынке есть огромный сегмент небольших агентств, которые уже выросли из фрилансерских объединений, но еще не стали крупными продакшнами и не обзавелись штатными HR-менеджерами.

Чем серьёзнее и известнее клиенты у небольшого агентства, тем больше у руководителя риски потерять крупный проект из-за ошибок сотрудников. Это может стоить ему бизнеса.

На таком этапе развития руководитель агентства чуть ли не поминутно знает о рабочем дне всех сотрудников и управляет проектами вручную. Таким образом, всё работает, пока за этим следит руководитель.

Если же руководитель уезжает в отпуск, командировку, заболевает, иными словами, перестаёт лично контролировать работу агентства, в агентстве ничего не должно поломаться. Проекты должны исполняться как обычно.

Именно по этой причине ответственность и порядочность сотрудников — ключевые качества.

Безответственные сотрудники просто перестают работать над проектом.

Непорядочные сотрудники тоже перестают работать над проектом, но начинают обвинять руководителя в том, что перестал работать он, поэтому из-за него всё сломалось.

Если на этапе собеседования вы показались руководителю либо

1) недостаточно ответственным,

2) недостаточно порядочным,

вас 100% не возьмут в небольшое, но хорошее агентство с интересными и большими проектами.

Если каждый день в офисе сотрудник кого-то обвиняет, повышает голос, спорит с коллегами, то скорее всего, он скоро уйдет.

Офисы digital и SMM-агентств — не те места, где шумят или ведут интриги. Здесь такого не любят.

Любая интрига или неконструктивный спор в коллективе до 20 человек приводят к резкому снижению эффективности всей команды.

Если вам хочется бурную офисную жизнь, устраивайтесь в «Газпром» или в крупную торговую компанию.

6. И, наконец, никто не любит, когда «садятся на шею».

Этот пункт плавно выходит из п.4, но он вот о чём.

Если сотрудник показывает удовлетворительный результат, но не растёт или вообще тормозит компанию (что одно и то же), с ним рано или поздно расстанутся.

Дело в том, что успех проекта и сам факт кейса в SMM на 90% определяется людьми и только на 10% технологиями.

Зачем вы нужны команде, если команде с вами не сделать кейс?)


Резюме

Заповеди начинающего smm-щика:

— Не врать.

Проспали, так проспали. Слили бюджет клиента, значит, слили. Поссорились с предыдущим начальником, значит, вы с ним поссорились. Есть проблема — будет решение. Обман и недосказанность всегда чувствуются.

— Не совершать очевидных глупостей.

Основная проблема состоит в том, что вчерашнему студенту во взрослой жизни в принципе сложно адекватно оценивать своё поведение.

Несколько цитат наших соискателей:

— Мне нужна высокая зарплата, потому что я женился.

— Я хочу поработать в агентстве, потому что думаю, что этот опыт пригодится мне, когда я буду открывать свой бизнес.

— Я просто хочу попробовать себя в SMM, пока не определился.

— Хочу научиться таргету, дайте мне практику. Почему столько теории? Я не буду это смотреть.

— Я буду стажироваться у вас, потому что хочу поработать с мировым брендом. Но каждый день приходить не смогу, потому что меня взяли в компанию вести соцсети за 20К.
На наш взгляд, наличие критического мышления помогает не поступать глупо. Если оно у вас не развито, значит, нужно развивать.
Признать свои ошибки в общении с работодателем — уже полдела.
— Не просить высокую зарплату, если вы ей не соответствуете.

Без комментариев. Любой толковый руководитель с опытом в SMM 3 — 5 лет за 5 минут собеседования способен оценить ваш уровень квалификации. См. п.1 и не пытайтесь обманывать людей.

— Не ссориться с командой

Маленькая или небольшая команда держится только на взаимном доверии и уважении. Если в smm-агентстве из 5, 10 или 20 человек начнутся раздоры, интриги и склоки, то оно закроется через полгода, так как потеряет все проекты.
Никто не может ломать стулья в агентстве, а потом сбегать из него =)
Руководители SMM-агентств готовы обучать сотрудников, растить их до руководителей отделов, доверять интересные проекты. И все понимают, что это сложный и довольно долгий путь и рассматривают его как вложение в сотрудника и бизнес. Поэтому на начальном этапе карьеры руководитель хочет увидеть в сотруднике личные качества, совместимость с командой и умение ставить цели и добиваться их, а не опыт в написании «продающих постов», ведении Instagram или применение сложных схем парсинга.

Теперь вы знаете, что нужно делать, а что не делать, чтобы начать карьеру в SMM.