о чернухе в 2019 году

Накрутка подписчиков: ну и что же тут криминального?

Сколько ни говорят на конференциях, обучениях, мастер-классах по SMM о вреде накрутки и ее полной неактуальности в течение уже как минимум 5 лет, бравые агентства продолжают накручивать подписчиков брендам.

Статья будет полезна:
1. Руководителям бизнеса, которые ставят основным KPI количество подписчиков.
2. Специалистам, которые не знают, как объяснить заказчику, что нет волшебной кнопки "купить живых подписчиков дёшево".
3. Маркетологам крупных компаний, которые участвуют в проведении тендеров и влияют на мнение тендерной комиссии.

Почему агентство накручивает?
Сразу нужно сказать, что ни одно агентство, которое видит своей целью эффективность для клиента, не будет прибегать к этому способу. Речь о нечистых на руку представителях рынка. Чаще всего это noname-компании, что и понятно: продемонстрировать кейсы на таком способе "раскрутки" совершенно невозможно. Почему же все-таки они это делают и существуют?

Обычные причины:
- Заказчик декларирует низкий бюджет и завышенные ожидания, подкрепляя это словом "не обсуждается". Агентство идет на поводу, не пытаясь объяснять, как лучше сделать. Деньги не пахнут.
- Требуется за короткий промежуток времени обойти конкурентов в выдаче соцсети.
- Нет понимания того, как работает маркетинг в социальных сетях.

В первых двух случаях заказчик может догадываться, что агентство накручивает или привлекает офферов, и закрывать на это глаза. В третьем он может вполне ожидать, что с неба польется золото, а подрядчик пользуется наивностью заказчика, чтобы быстро и легко заработать деньги.
Почему накрутка - зло для проекта заказчика?
Когда долго работаешь в маркетинге, появляется профдеформация: тебе кажется, что никто в здравом уме не будет покупать ботов или офферов в свой же бизнес-проект. Но это не так, впечатляющие цифры дают иллюзию того, что у тебя всё хорошо, а конкуренты нервно курят в углу. Что в действительности происходит?

Что будет, если сообщество долго привлекает офферов и в итоге встаёт на желаемое первое место по ключевому слову?

Мы проводили множество аудитов таких сообществ и видели воочию: ничего. Просто будет много подписчиков. Но ни обращений в личные сообщения, ни звонков, ни клиентов бизнес не получает. Иногда годами руководитель впустую выбрасывает деньги на накрутку.

Что в этом плохого здесь и сейчас?
1. В аккаунте копится пассивная аудитория. Конечно, если ваш бизнес работает, к вам будут приходить и действующие клиенты. Но их процент по сравнению с накруткой ничтожен.
Алгоритмы соцсетей обмануть нельзя. Если больший процент аудитории не просматривает контент в ленте, то и настоящим, неравнодушным клиентам он показываться не будет.
2. Из первого выходит второе. Показатель вовлеченности - больше не ваша история. Чтобы вовлекаться, нужно хотя бы не пропускать новые посты.
3. Офферы не покупают сейчас, следовательно, о развитии соцсетей как канала бизнеса можно забыть - это статья расходов.

Что плохого в накрутке на дистанции?
1. Соцсети борются с накруткой и периодически проводят чистки. Накрутили тысячу - потеряли тысячу через несколько месяцев.
2. Есть риск совсем потерять сообщество за накрутку. Такое бывает довольно часто в Instagram, редко - в Facebook и ВКонтакте. Но накрученное сообщество всегда заметно - по низкой активности при большом количестве подписчиков. Некоторые, кстати, накручивают всё, и тогда в сообществе на 50 тысяч подписчиков может быть охват поста 500 человек, и на нем 200 лайков. Это, конечно, накрутка.
3. Если когда-нибудь вы решите прекратить накручивать и начать растить вовлеченность, придется удалить накрутку, иначе показатели будут недостоверными.
4. Офферы со временем уходят. Как правило, в накрученных сообществах выход подписчиков выше.
Почему накрутка - зло для самого подрядчика?
Сам себе злой Буратино - это агентство, которое приводит клиенту офферов, накручивает лайки и комментарии.

Ситуация, в которой заказчик знает о накрутке или даже сам просит:
1. Нет ценности работ, которые производит агентство. Какие-то школьники там подрабатывают, и ладно.
2. Заказчик ждет, что с накруткой придут и клиенты, увидев, что в сообществе много подписчиков, и начнут покупать. Но нет. Заказчик постоянно недоволен.
3. У агентства нет рекомендаций от этого заказчика.

Ситуация, когда заказчик не знает, еще хуже:
1. Он всегда недоволен, т.к. нет лидов и он теряет время, деньги и в общем-то свой бизнес.
2. Заказчик не видит ценности не только в этом исполнителе, а во всех.
3. Агентство занижает планку по стоимости услуг, что влияет не лучшим образом на компании, которые работают честно.
4. Негативные отзывы от заказчика.
5. Отсутствие кейсов, большинство продаж самого агентства - вхолодную.
Что делать заказчику?
Ставьте подрядчику правильные цели.

Если вы хотите просто 100К подписчиков за несколько месяцев и имеете для этого ограниченный бюджет, вам накрутят те, кто за это возьмется.

Правильная цель для бизнеса - монетизация. Спрашивайте подрядчика, как он будет к этому идти. Лучше ставить цели более конкретно: столько-то лидов по такой-то стоимости, продажи на такой-то оборот из интернет-магазина за такой-то период. Вам или распишут стратегию достижения, или объяснят на пальцах, что это нереально, или предложат альтернативные показатели и тест. Сразу на условия заказчика соглашаются только новички. Насторожитесь, если вам не объясняют методы, которые собираются применять, или объясняют туманно. Компетентный специалист сможет описать свои действия бабушке.

Узнайте об агентстве побольше.

Кейсы кейсами, а посмотрите, какие проекты сейчас ведет предполагаемый подрядчик. Они успешные? Активные? В них есть комментарии с целевыми вопросами и отзывами клиентов? Публикуется ли агентство в профильных изданиях? Выступает ли на конференциях? Кстати, конференции особенно важны, к выступлению не допустят без значимых достижений, тогда как статью можно проплатить.

Хотите накрутку?

На дворе 2019 год, пересмотрите этот метод. Что лучше: ругать недотёпу за бан аккаунта или подсчитывать ROI?
Хотите увидеть классное коммерческое предложение?
Придется заполнить бриф