Как заполнить бриф
на SMM-сопровождение?

Нас часто просят выслать прайс на SMM. В ответ мы высылаем бриф. Но не каждый обратившийся заполняет его корректно и заполняет вообще. Существует верование, что можно унифицировать этот прайс и давать одинаковую стоимость салону красоты и мировому бренду. И тем самым бизнес избежит участия в планировании и бюджетировании SMM-проекта. Но это фантастика. Почему нужно серьезно отнестись к заполнению брифа и как сделать это правильно?

Статья будет полезна:
1. Руководителям бизнеса, которые принимают решение о выборе подрядчика самостоятельно.
2. Маркетологам компаний, которые делают запросы в агентства.

Бэкграунд проекта
Что важно знать агентству:

1. Новый у вас бизнес или у него есть история?

2. Если есть история - насколько длинная? Какие методы были протестированы и какова эффективность последних тестов? Например: цена лида с контекстной и таргетированной рекламы, конверсия в продажи в процентах.

3. Какие методы сработали лучше всего, какие хуже? К чему вы ни за что не вернетесь?

4. Чьими силами ведутся кампании: привлеченные специалисты, штатный сотрудник, самостоятельно?
Конкуренция
5. Прямые конкуренты. Важно: со ссылками, если это местные компании. В чем они ваши конкуренты? Каковы их преимущества? А что у них проседает?

6. Ваше уникальное торговое предложение: в чем вы лучше конкурентов? В чем особенность вашего продукта? Почему им удобно / выгодно / статусно итп пользоваться?

7. Напишите честно и подробно о минусах вашего продукта. Многие заказчики боятся об этом рассказывать, но это крайне важно. Знание минусов поможет не акцентировать внимание на некоторых деталях в пользу выгод и дает идеи для лучшей проработки УТП.
Целевая аудитория
8. Подробно опишите свою целевую аудиторию. Женщины 25-45 лет - это не целевая аудитория, даже если кажется, что продукт нужен всем. Женщины 25-45 лет, которые ухаживают за собой и имеют средний достаток - это всё еще не целевая аудитория.
Проработка аудитории бизнеса - это задача бизнеса. Ответьте по пунктам:
- Пол,
- Возраст,
- География,
- Интересы,
- Семья и дети (если важно),
- Профессия (если важно),
- Образ жизни (в какое время активны, любят ли путешествовать, занимаются ли фитнесом, едят ли мясо и прочие важные для вашего бизнеса моменты)
- Мотив для покупки вашего продукта (самый важный пункт, на который нельзя отвечать односложно!)
Особенности ниши и бизнеса
9. Что сейчас модно в вашей нише? Тренды, прогнозы.

10. Чем характеризуется рынок, на котором вы представлены? Возможно, это быстро развивающаяся ниша, где важно занять свое место как можно скорее. Возможно, это уже высокококурентная ниша с сильными игроками, куда вы приходите с уникальной разработкой?

11. Какова ёмкость рынка? Это очень важно знать, чтобы определить ежемесячный рекламный бюджет. На какую сумму ваш бизнес может продавать в месяц? Есть ли столько покупателей у магазина люксовой косметики, способных совершать ежемесячные покупки в СПб внутри КАДа? Вы должны это знать по опыту. И еще важно: если ли у вас мощности, чтобы обработать ответ "сколько угодно"?

12. Какой средний чек покупки вашего продукта на сегодняшний день?
Возможности для роста
13. Хорошо, мы продаем много каждый месяц, аудитория от нас устала. Что делать? Продажи падают. Как будете искать новых покупателей? Привлекать аудиторию других возрастов? Подключите доставку по России?

14. Запуск нового продукта - вы уже думали над этим? Есть ли возможности?

15. Сможете ли начать выход на новые или схожие ниши? Например, нейл-салон открывает кабинет наращивания ресниц, чуть позже привлекают мастера-бровиста и т.д. Это расширение на схожую нишу. В итоге с лучшими мастерами открывают курсы. Это уже новая ниша - образование.
Бюджет
16. Запланируйте бюджет и озвучьте примерный. Зачем это нужно делать? Иногда заказчики то ли стесняются назвать бюджет, то ли это какой-то великий коммерческий секрет. И просят бюджет предложить. Для нас это означает несерьезность намерений.

Объясним, почему.
"Предложите бюджет, вы же специалисты" может означать отсутствие маркетинга в компании. То есть бюджет в принципе на это не закладывается. Здесь существует риск:
поработав один месяц с соцсетями, бизнес пропадает. Здесь неважно, были лиды или нет, были продажи или нет. Просто второй месяц как-то не предполагался изначально.
Для агентства первый месяц самый сложный. Нужно изучить продукт заказчика, вникнуть в бизнес-процессы, разработать карту целевых аудиторий для рекламы, создать дизайн-шаблоны для сообществ, вписать клиента в процессы агентства, назначить ответственных лиц на каждый фронт работ и так далее. Если клиент уйдет со второго месяца, то и в первом смысла нет.

А если бюджет очень небольшой?
Ответ прост. Если будущий подрядчик знает эту цифру, он будет предлагать самое концентрированное решение. Почему агентство не предлагает его на моменте получения брифа с пустой графой "Бюджет"?

В брифе могут быть таким образом выставлены цели самим заказчиком. Например, набрать в аккаунте 100 тысяч подписчиков за полгода. А в реальности у бизнеса выделено в качестве рекламного бюджета 20 тысяч в месяц. Если стоимость указана, агентство скорректирует и цели.

Мы знаем, у иных заказчиков есть задняя мысль: может, предложат дешевле? Да, может. Мы, например, иногда для клиента делаем по 3 тарифа под его бриф, и в каждом прописываем методы и сроки достижения целей. Но это происходит все равно в ситуации, когда мы знаем, какая сумма может быть выделена.

Просто узнать цены агентств. Вы получите много недостоверной информации или затянете брифинг на интервью или переписку. Кто-то просто скинет некий обобщенный прайс. Кто-то посчитает ежемесячный бюджет. Кто-то спросит, что этих целей можно достичь от таких-то ежемесячных вложений, делать ли предложение?

Абсолютно все заказчики, которые работают с маркетингом своей компании, указывают бюджет в брифе.

Удачных рекламных кампаний!
Теперь заполнить бриф проще!
Он здесь